категория:Общество

Понедельник, 23 января 2023 | 13:05

Кометы, астероиды и катастрофы: Ученый в России рассказал о космической угрозе

Жителям нашей планеты нельзя забывать о космической угрозе. Интересно, но каждый год ученые обнаруживают до трех тысяч астероидов, которые могут столкнуться с Землей. О том, какие из них наиболее опасны, в интервью Общественной службе новостей рассказал директор Центра планетарной защиты Анатолий Зайцев.

КОМЕТЫ, АСТЕРОИДЫ И КАТАСТРОФЫ

— В ночь с 1 на 2 февраля на расстояние около 42 миллионов километров с нашей планетой сблизится небесное тело с зеленой головной частью и желтым пылевым хвостом C/2022 E3 (ZTF). Насколько это опасно? — 42 миллиона километров — примерное расстояние от орбиты Земли до Марса и Венеры

Небесное тело может пролететь на любом расстоянии от Земли. Вопрос в том, попадет оно в Землю или нет. Если да, то конечно, это опасно.

Случаи, когда в атмосферу нашей планеты входили небесные тела, были неоднократно. Если я не ошибаюсь, в семидесятых годах над территорией США прошел астероид на высоте порядка ста километров и «выскочил» над Канадой. Но даже такие сближения опасны не всегда!

— Из фильмов о космосе знаю, что при сближении с небесным телом на Земле могут начать происходить опасные явления — наводнения и катастрофы.

— Насколько я знаю, воздействие довольно слабое. Если в джунглях Амазонки летает комар, как это влияет на нас? Никак! Бывает, что в Землю попадает хвост кометы. А хвосты эти распространяются на сотни миллионов километров. И если наша планета через них пройдет, будет очень красивое зрелище. Периодически, кстати, Земля проходит через распыляющиеся кометные ядра. И в этом нет никакой опасности.

Но при этом миллиметровые частички могут быть опасны для космических аппаратов. Как-то в космическом аппарате «Союз» произошла пробоина (подобное происходило в августе 2018 года и в декабре 2022-го, прим. ред.). То ли метеорит его задел, то ли космический мусор. А вот если эта частичка на Землю попадает, то всегда сгорает.

— В СМИ муссируется информация, что в 2029 году с Землей сблизится астероид «Апофис», описывающийся как «потенциально опасный». Его называют «Богом Хаоса», говорят о постоянно ускоряющейся траектории. Есть ли от него угроза?

— О нем нужно давно забыть. Эта тема муссируется СМИ, чтобы попугать людей. Еще в 2013 году было установлено, что он не опасен. Астероид этот открыли где-то в начале двухтысячных. Тогда параметры его орбиты были плохо известны, и поэтому было высказано предположение, что возможно столкновение с Землей. Когда он пролетел на близком расстоянии, американские радиоастрономы провели локацию этого астероида и выяснили, что ничего страшного в ней нет.

НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ

— Помогает ли в обнаружении угрозы из космоса новый телескоп James Webb , который заменил «Хаббл» в конце 2021 года?

— Он рассчитан на дальний космос. Но, конечно, если будет обнаружен потенциально опасный объект, его можно будет использовать для уточнения орбиты и наблюдения.

— Периодически журналисты пишут статьи с громкими заголовками об угрозе из космоса. А как выявить потенциально опасное небесное тело?

— Для этого на нашей планете существует сеть астрономических обсерваторий, сканирующих небесную сферу. Пока наблюдения ведутся в основном в отношении Земли. Сами понимаете, днем астрономы не могут наблюдать небо! И потому некоторые астероиды, которые летят со стороны Солнца, обнаружить практически невозможно. Так, астрономы «проморгали» челябинский метеорит — он летел как раз со стороны Солнца! Пока система обнаружения несовершенна, возможны случаи неожиданных падений

Пока система обнаружения несовершенна, возможны случаи неожиданных падений

Чтобы этого не случилось, мы уже предлагаем создать космический сегмент наблюдений — разместить в космосе телескопы. С их помощью можно будет гарантированно обнаружить объекты, которые летят к Земле. Пока наше предложение, увы, не реализуется.

8 |  0   0